Кто такие Друиды
назад на главную
Кто были друиды - жрецы древних кельтских богов? Откуда пришли они и в чем заключалось их учение?
Галльская война, записки о которой оставил нам Юлий Цезарь, была одна из самых жестоких войн древности. По сути, она стала столкновением циывилизаций - греко-римской и кельтской. Несмотря на отчаянное сопротивление (только во время восстания царицы Боудикки в Британии было уничтожено более 70 тысяч римских граждан), кельты проиграли. Европа пошла по римскому пути. Кельтская традиция осталась под спудом. Сегодня мы знаем о ней во многом благодаря уважению, которое римляне сохранили к своему грозному противнику. Античные авторы буквально заворожены были образом друида - мага и поэта, ибо ближайшие аналогии находили лишь в баснословной Индии.



Но таковы ли были подлинные друиды? Французская исследовательница Франсуаза Леру собрала все возможные письменные свидетельства, чтобы воссоздать "типичного", по ее мнению, друида и понять его роль в кельтском обществе на рубеже нашей эры. В книге подробно описываются магические практики друидов, организация жреческого сословия, отношение друидов и кельтских царей.

Казалось бы, всем хорошая книга - но когда Франсуаза Леру пытается воссоздать некоторые положения учения друидов, получается не слишком удачно. Неудача закономерна. Три "но" заставляют относиться к этой работе с большой острожностью. Прежде всего, книга тенденциозна. Почему-то Леру попыталась всеми силами отделить друидов от кровавых жертвоприношений, о которых свидетельствуют античные авторы и которые в ту эпоху были вполне типичны. Поэтому ее образ "типичного" друида изначально подгоняется под некую схему - чего неискушенный читатель может и не заметить. Далее, исследовательница намеренно не включает в круг своих источников археологические свидетельства - зачастую куда более красноречивые. В итоге "типичный друид" получается у Леру совершенно бесплотным и напоминает скорее персонажа второсортной фэнтэзи. Наконец, книга просто устарела - она впервые была издана в 1961 году, а потому не учитывае более поздние открытия. К счастью, последние два пробела восполнены большой и глубокой вступительной статьей Н.С.Широковой - одного из лучших наших специалистов по древним кельтам.


Смазывает впечатление от книги и небрежное издание - опечатки в именах и названиях сбивают с толку слабо подготовленного читателя. Стоило бы обновить и обширный список литературы - труды отцов кельтологии, на которые сылается Леру, безусловно - классика, но с середины 1950-х вышло немало хороших и, что еще важнее, куда более доступных современному читателю работ.

О кельтских священниках - друидах известно немного. Это связано прежде всего с тем, что друиды не оставляли записей. Все их секреты передавались от ученика к учителю из уст в уста. По древним свидетельствам, процесс обучения занимал 20 лет.

В галльском обществе роль друидов не ограничивалась теософскими задачами - они также выполняли роль учителей, астрономов, ученых, музыкантов, поэтов, целителей, судей, посредников, послов и парламентеров. Все общественные ритуалы они проводили в рощах со священными деревьями. Все описанные лидеры друидов были мужчинами. Это не значит, однако, что женщины исполняли какие-то специальные функции или имели другое положение, чем мужчины. Информация о женщинах, исполняющие религиозные ритуалы были удалены из записей христианскими монахами в более позднее время.

Hosted by uCoz