астрологическая система, основанная на воззрениях многочисленных племён, в древности населявших север Европы - Галлию, Ирландию, Британию. Данная система астрологии была, видимо, доминирующей в Европе на протяжении многих столетий.
Друидами назывались жрецы дохристианских культов у древних кельтов и галлов, населявших указанные регионы Европы. Они были хранителями преданий и магической мудрости, разводили и поддерживали священный огонь, составляли лекарства и яды, гадали, учили юношество. С приходом христианства в средние века друиды отступили на второй план, часто оставаясь советниками королей; по народным поверьям, многие из них приняли облик кобольдов, демонов и пр.
К сожалению, астрологическая система друидов полностью не сохранилась, до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты этой системы. Также неизвестны имена и даты жизни создателей и основных разработчиков астрологических теорий. Это связано, во-первых, с тем, что кельтско-галльская культура была бесписьменной, а во-вторых, с тем, что Д.а. как часть языческой культуры активно подавлялась христианской церковью, начиная с раннего Средневековья, и не сохранилась ни в живой традиции, ни в достоверных источниках дохристианского периода.
По свидетельству Юлия Цезаря (I в. до н.э.), друиды "много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов". По утверждению Цезаря, друиды считали святотатством записывать своё учение и потому у них просто никогда не было астрологических таблиц как таковых. Однако индивидуальные гороскопы упоминаются в ирландской саге "Изгнание сыновей Уснеха", написанной ок. III в. до н.э. - V в. н.э.
Сага повествует о том, что ирландский друид Катбад пировал на большом празднике в честь короля Ольстера. В этот момент появился гонец с вестью, что у одного из участников пира, вождя Федельмида, родилась дочь. Весёлая компания тут же выпила за здоровье новорожденной, и король попросил Катбада применить искусство друидов и предсказать будущее Дейрдре, дочери Федельмида. "Катбад посмотрел на звёзды, начертил гороскоп девочки и на лице его отразилось большое беспокойство; наконец, он сказал: "Эта девочка будет самой красивой из женщин Эмайна, и выйдет замуж за короля, но из-за неё смерть и разрушение придут в Улад".
В настоящее время предлагаются разные варианты реконструкции системы Д.а., но ни одна из них не отличается полной убедительностью и достоверностью.
Основной характерной особенностью Д.а. (об этом можно судить с достаточной
степенью уверенности) является соотнесение черт характера людей, рождённых
в определённые дни годичного цикла, с тем или иным деревом (а не с животным,
как в большинстве других систем). Деревья, воспринимаемые как тотемы, были
ядром классификационных схем древнеевропейской астрологии. Крайне любопытен
тот факт, что древние галлы и кельты использовали по крайней мере три "Зодиака"
(т.е. системы деления годичного пути
Система 13-знакового "Зодиака" была восстановлена английским писателем Робертом Грейвсом и впервые представлена им в книге "Белая богиня". Грейвс связал лунные месяцы с 13 согласными буквами кельтского алфавита, основанного на названиях деревьев. Этот алфавит состоит из 13 согласных букв и 5 гласных, и Грейвс утверждает, что согласные образуют календарь, в котором 13 месяцам соответствуют магические деревья, а гласные представляют 5 дополнительных дней. День 23 декабря часто рассматривался как особый, 14-й знак. Данная система изложена в книге Хелены Патерсон "The Handbook of Celtic Astrology: The 13-Sign Lunar Zodiac of Ancient Druids" (рус. пер. 1996).
|
|
|
|
Береза |
|
02°00'-30°00' Cap | Солнце |
|
00°00'-28°00' Aqr | Уран | |
Ясень |
|
28°00'Aqr-26°00' Psc | |
|
26°00'Psc-24°00' Ari | ||
|
24°00'Ari-21°00' Tau | Луна | |
|
21°00'Tau-18°00' Gem | ||
|
18°00'Gem-15°00' Cnc | ||
< H/guard/O/ostrolist.html">Остролист> |
|
15°00'Cnc-12°00' Leo | Земля (оппозиция Солнца) |
|
12°00'Leo-09°00' Vir |
|
09°00'Vir-07°00' Lib |
|
07°00'Lib-05°00' Sco | Персефона ( |
|
|
05°00'Sco-03°00' Sgr | ||
|
03°00'Sgr-01°00' Cap | ||
|
01°00'-02°00' Cap | ( |
Психологические характеристики людей, родившихся под 13-ю знаками этой системы, см. в статьях, посвящённых отдельным знакам.
Ряд источников также упоминает кельтский "Зодиак" из 36 знаков. "В эпоху
сооружения мегалитов, - пишет К.Карнак (Carol Carnac) в своей книге "Кельтская
астрология", - самые ранние из которых построены около 7000 лет назад,
люди выбрали на небе 36 созвездий, которые 36 основных типов распределены в кельтской астрологии следующим образом
(по К.Карнак):
Третий вариант древесного "Зодиака" друидов имеет наиболее сложную структуру.
В этом "Зодиаке" друидов 22 знака, из них 18 представлены двумя (разного
размера) противоположными секторами круга, а 4 оставшиеся знака связаны
с кардинальными точками равноденствий и солнцестояний. Таким образом, годичный
путь В.Уранов отмечает, что знаки по смыслу объединяются в тройки, а
затем в шестёрки. У последовательно идущих Яблони, Ели и Вяза (1) звучит
общая тема - полнота, цельность системы. У далее идущей тройки Кипарис-Тополь-Кедр
(2) - тема незаражения низшим и тем самым Д.Куталёв указывает, что данная система выводит нас на другой
уровень значений, нежели традиционный 12-секторный Зодиак. Поэтому, если
мы хотим уяснить себе принципы древесного "Зодиака", нам нужно абстрагироваться
от значений, которые мы привыкли закреплять за зодиакальными знаками, и
попытаться вывести характеристики древесных знаков, начиная с "чистого
листа", опираясь только на структуру самого "Зодиака" друидов.
Самой отличительной чертой древесного "Зодиака" является то, что в нем
изначально постулирована осевая структура. Отсюда Куталёв делает вывод:
"Зодиак" друидов не имеет отношения к задачам преодоления противоположностей
в себе и своей земной жизни. В этом "Зодиаке" противоположности уже преодолены
и синтезированы в новые формы. Характеристики древесных знаков становятся
значимыми в гороскопах тех людей, которые уже добились некоторого синтеза
полярностей обычного Зодиака; вероятно, прежде всего древесные знаки "включаются"
в тех картах, где значимы Однако неверным было бы утверждение, что в "Зодиаке" друидов нет места
противопоставлениям. Человек, снявший для себя противоречия оппозиции,
сталкивается с конфликтом нового уровня, символизируемым квадратурой. Ось
А, перпендикулярная оси В, представляет возможность конструктивного выхода
из ситуации подавления, борьбы или даже аннигиляции принципов двух концов
оси В. Причем этот выход находится не через выход на более высокий уровень
синтеза (число 3), а на том же горизонтальном земном уровне (число 4).
Такую же роль играет ось В по отношению к оси А. Поэтому вписанный в круг
крест с перпендикулярными перекладинами (мандала) является символом
динамики земной жизни.
Крест кардинальных точек (знаки Дуба, Берёзы, Маслины и Бука; далее
- "угловые знаки") - "несущая конструкция" "Зодиака" друидов. От этих точек
идет отсчет остальных, "осевых" древесных знаков. Как смысловой центр,
кульминация энергии зодиакального круга, выделяется крест т.наз. "врат
аватар" (15° фиксированных знаков традиционного Зодиака; см. Аватар
точки). Этот крест образуют ось Тополя и ось Жасмина (далее - "центральные
знаки").
Куталёв считает, что постигнуть смысл древесных знаков представляется
возможным прежде всего через:
"Угловые знаки" делят "Зодиак" друидов на 4 квадранта, состоящих из
9 "полузнаков" каждый. В противоположных квадрантах эти "полузнаки" повторяются.
Куталёв указывает, что горизонтальная ось Зодиака (точки равноденствия,
знаки Дуба и Маслины) может интерпретироваться как символ "горизонтального"
взаимодействия человека с миром. Причём принципы "я" и "окружающий мир"
здесь нельзя связывать только с одной из точек равноденствия (как в традиционном
Зодиаке: я - Итак, "угловые знаки" образуют каркас схемы противопоставления а) осмысленного
контакта с высшим эгрегором, в ходе которого человек согласует свои жизненные
реалии с высшими принципами, и б) реализации полученных в ходе этого контакта
откровений в своём взаимодействии с окружающим миром.
Девять промежуточных знаков, соединяющих точки равноденствия с точками
солнцестояния, символизируют сам переход от горизонтального к вертикальному
взаимодействию с миром (и обратный процесс), постепенное перенесение акцента,
которое можно разложить на три основных этапа (тройки знаков), соотносимых
с началами Ян-Инь-Дэн. Каждый из этих этапов, в свою очередь, разделяется
на три подэтапа, соответствующих отдельным знакам:
Здесь выявляется дополнительная взаимосвязь в парах знаков, находящихся
на равном удалении от "угловых знаков", т.е. в антисе или контр-антисе
друг к другу. Особое место занимают "центральные знаки", находящиеся в
середине схемы: эти знаки являются как бы внутренним стержнем всей системы
и одновременно показывают некий момент "невесомости", когда человек находится
на равном удалении от вертикального и горизонтального принципов. Остальные,
"промежуточные" знаки можно рассматривать через удаление/приближение относительно
и "угловых", и "центральных" знаков.
Подытоживая сказанное, Куталёв отмечает, что знаки Д.а. (помимо
того, что они представляют собой этапы перехода от одной кардинальной оси
к другой) соотносятся между собой: 1) через квадратуру - противоположные
по смыслу на данном уровне; 2) через антисы и контр-антисы - равноудалённые
от ключевых осей. Обращает на себя внимание то, что знаки здесь группируются
по четыре: например, Инжир и Липа находятся в В итоге Куталёв получает таблицу, состоящую из 16 "промежуточных" знаков,
объединённых в четвёрки и соотносящихся с 4 "угловыми знаками". Два не
вписанных в эту структуру "центральных знака" можно соотнести с пятой стихией
восточной астрологии, связанной с центром мира (условно можно назвать её
Деревом). "Угловые знаки" сочетают в себе качества Дерева и одной из других
четырёх стихий. В приводимой ниже таблице "промежуточные" знаки образуют
четыре квадрата, в которых по горизонтали объединяются знаки, расположенные
в антисе/контрантисе друг к другу, по вертикали - знаки, симметрично расположенные
относительно "точек Аватара", а по диагонали - находящиеся в Куталёв отмечает, что определение соответствий между элементами разных
систем было процессом во многом иррациональным, интуитивным, хотя многие
моменты можно объяснить и обосновать рационально. Так, древесные знаки,
находящиеся в КВАДРАТ ОГНЯ. Ключевые символы: Дуб, Марс в Овне. Ключевой принцип: активное
овладение миром, проекция себя на мир. Первый аркан Таро "Маг": четко сформулированный
волевой акт, направленный на достижение высших идеалов; подчинение всего
распорядка жизни одной поставленной цели; самостоятельность; сила, достаточная
для выполнения задуманного.
КВАДРАТ ВОЗДУХА. Ключевые символы: Береза, КВАДРАТ ВОДЫ. Ключевые символы: Маслина, КВАДРАТ ЗЕМЛИ. Ключевые символы: Бук, соуправитель
15.03 - 24.03
Король
Бузина
25.03 - 4.04
Принцесса в цепях
Груша
5.04 - 14.04
Королева
Вяз
15.04 - 24.04
Треугольник
Дуб
25.04 - 4.05
Река жизни
Липа
5.05 - 15.05
Солнечный Герой
Пихта
16.05 - 25.05
Заяц
Бук
26.05 - 5.06
Охотник
Вишня
6.06 - 15.06
Возница
Омела
16.06 - 25.06
Медвежонок
Ель
26.06 - 5.07
Большая Собака
Инжир
6.07 - 16.07
Большая Медведица
Каштан
17.07 - 26.07
Щенок
Орех
27.07 - 6.08
Гидра
Ива
7.08 - 17.08
Корабль
Тис
18.08 - 27.08
Котёл
Рябина
28.08 - 6.09
Кентавр
Айва
7.09 - 17.09
Ворон
Можжевельник
18.09 - 27.09
Волопас
Ильм
28.09 - 7.10
Земной Герой
Тополь
8.10 - 17.10
Корона гипербореев
Лесной орех
18.10 - 27.10
Змей
Берёза
28.10 - 6.11
Дракон
Кизил
7.11 - 16.11
Волк
Ольха
17.11 - 26.11
Человек-Змей
Сосна
27.11 - 6.12
Алтарь
Самшит
7.12 - 16.12
Южная Корона
Боярышник
17.12 - 26.12
Лира
Граб
27.12 - 5.01
Орёл
Ясень
6.01 - 14.01
Стрела
Слива
15.01 - 24.01
Лебедь
Яблоня
25.01 - 3.02
Дельфин
Лиственница
4.02 - 13.02
Южная Рыба
Клён
14.02 - 23.02
Жеребёнок
Кипарис
24.02 - 4.03
Крылатый Конь
Мушмула
5.03 - 14.03
Кит
Дикий каштан
Дуб
21.03
0°00'-1°00' Ari
Маслина (Оливковое дерево)
23.09
0°00'-1°00' Lib
Орешник (Лиственница)
22-31.03, 24.09-3/4.10
1-11°Ari, 1-11° Lib
Рябина
1-10.04, 4/5-13.10
11-21°Ari, 11-20° Lib
Клён
11-20.04, 14-23/24.10
21-30°Ari, 20°Lib-1° Sco
Орех
21-30.04, 24/25.10-2.11
0-10°Tau, 1-10° Sco
Жасмин
1-14.05, 3-11.11
10-24°Tau, 10-19° Sco
Каштан
15-24.05, 12-21.11
24°Tau-3°Gem, 19-29° Sco
Ясень
25.05-3.06, 22.11-1.12
3-13°Gem, 29°Sco-9° Sgr
Граб
4-13.06, 2-11.12
13-23°Gem, 9-19° Sgr
Инжир (Фиговое дерево)
14-21/22.06, 12-21.12
23-30°Gem, 19-30° Sgr
Берёза
22/24.06
0°00'-1°00' Cnc
Бук
21/22.12
0°00'-1°00' Cap
Яблоня
22/23.12-1.01, 23/25.06-4.07
1-13°Cnc, 1-11° Cap
Пихта (Ель)
2-11.01, 5-14.07
13-22°Cnc, 11-21° Cap
Вяз
12-24.01, 15-24/25.07
22°Cnc-2°Leo, 21°Cap-5° Aqr
Кипарис
25.01-3.02, 25/26.07-4.08
2-12°Leo, 5-15° Aqr
Тополь
4-8.02, 5-12/13.08
12-20°Leo, 15-20° Aqr
Картас (Кедр)
9-18.02, 13/14-23.08
20-30°Leo, 20-30° Aqr
Сосна
19-28/29.02, 24.08-2.09
0-10°Vir, 0-10° Psc
Ива (Верба)
1-10.03, 3-12.09
10-20°Vir, 10-20° Psc
Липа
11-20.03, 13-22.09
20-30°Vir, 20-30° Psc
Помимо этого, при анализе значений знаков "Зодиака" друидов кажется вполне
обоснованным использовать некоторые понятия традиционной астрологии. Исследования
ученых XX в. показали, что концепция четырёх или пяти мировых стихий присутствует
в натурфилософских и религиозно-мифологических представлениях самых разных
народов и культур, причём речь здесь идет не о заимствованиях, а об общей
тенденции человеческого сознания. Настолько же общераспространёнными является
символика числа 3 и выделение трёх составных частей любого процесса: 1
- первичный импульс, тезис, дух; 2 - пассивное восприятие, антитезис, тело;
3 - взаимодействие, синтез, дух в теле. Поэтому при разборе структур древесного
"Зодиака" Куталёв оперирует понятиями стихий Огонь-Земля-Воздух-Вода и
начал Ян-Инь-Дэн (хотя неизвестно точно, использовались ли подобные термины
друидами).